Каяк тур

Путешествие на каяке

Доброго времени суток! Наконец решил написать отчет о нашем безумном путешествии на каяке вдоль береговой линии Каспийского моря.

Сама идея такого путешествия зародилась у меня в голове очень давно, примерно еще в 12-13 году, но тогда у меня не было ни байдарки, ни каяка. В 12 году я поехал на корабле (по работе) на морскую буровую платформу, находящуюся в северном Каспии, стоя на палубе, я рассматривал местность и все ждал когда же мы из канала выйдем в открытое море. Дело в том, что как такового берега моря в Астраханской области нет. Есть только нескончаемые камыши, высотой по 5-6 метров, и бесчисленные каналы и протоки впадающие в море. Вот тогда мне и пришла в голову мысль попробовать пройти в море на веслах. По приезду домой эту бредовую идею я закинул в долгий ящик, тем более, что моя жена была в положении и мы ждали рождения Сына. Как-то в конце лета 2014 года я случайно наткнулся в интернете на объявление о продаже 2-х местного туристического каяка WILDERNESS SYSTEMS PALMICO у нас в городе, созвонился с продавцом, и через два часа я стал счастливым обладателем плавсредства, за подозрительно малую цену. Лодка была в очень хорошем состоянии, да и продавец мне сказал, что ходил на ней всего раз 5 в походы прогулочного типа. Ну тут, как говорится сам случай подтолкнул меня осуществить давнюю мечту о Каспийском походе.

В августе 2015 года, когда с работой стало полегче и появилось немного свободного времени, я начал подготовку к походу. Изучил спутниковые снимки дельты Волги и северную часть Каспия, оказалось, что выход в море с северо-восточной части очень проблематичен из-за пограничной зоны с республикой Казахстан, по средней части дельты идти очень сложно, плюс там проходят основные судоходные маршруты, и я решил, что нужно идти по северо-западной стороне, тем более, что для прохождения в республику Калмыкия погран пропусков и разрешений не требуется. Посоветовавшись со своим другом Жекой, мы решили идти по самой крайней от «большой земли» протоке, от села Вышка (в Астраханской обл.) до поселка Лагань (в республике Калмыкия). Наметили маршрут, дату выезда, составили список необходимого снаряжения и продуктов, и тут понеслось…… Начались проблемы с доставкой лодки до места старта и последующей эвакуацией с места финиша. Место старта находится от города в 170 км, плыть туда своим ходом, у нас не было времени, и мы решили подрядить на доставку к старту нашего общего друга, Диму Тёплого, тем более, что багажник на крыше машины способный выдержать вес нашего каяка (30кг) был только у него. На мероприятие по эвакуации с финиша мы уговорили другого нашего друга Каманина Ивана, в его распоряжении была бортовая газель. Вечер перед началом похода начался с того, что я позвонил Диману, который должен был отвезти нас с Жекой и лодкой до места старта, а оказалось, что он перепутал даты и думал, что мы стартуем через день, и вовсю тусил на банкете. Всё, трындец!!!! Поход срывается, я так думал ровно двадцать минут. Димон- красавчик, он как настоящий джентельмен, выполнил свое обещание. Он созвонился со своим другом, который был вписан в страховку машины, и в три часа ночи мы уже загружали на крышу гранд витары свой каяк. На половине пути к селу Вышка нас накрыл жутчайший туман. Кроме капота машины, впереди не было видно ничего. Двигались мы со скоростью 10-15 км/ч, буквально на ощупь. Примерно минут через сорок вышло солнце, туман рассеялся и мы помчались Вышке. Село Вышка называется так, потому что во времена Петра 1, там построили маяк, и вроде даже до этого села доходило море, но видимо из-за регрессии море сильно отступило на юг. В самом селе мы выехали на берег протоки, которая выходит в канал, и сгрузили наш каяк и снарягу. Спустили каяк на воду, распределили в нем наше снаряжение, уселись, взяли весла и двинулись в путь. Это был крайний раз когда мы стояли на нормальной суше. Изначально, мы с Жекой предполагали, что стартанем в 6:00 утра, и за световой день успеем доплыть до поселка Лагань, там заночуем и утром нас заберет газель. По расстоянию этот маршрут должен был составить 65-67км, и при средней скорости 8 км/ч, мы должны были грести восемь с половиной часов. Рассчитывали же мы дойти до финиша , за 12 часов. В это время мы заложили привалы и перекус, но на деле оказалось все иначе.

Перед походом, я расспрашивал туристов, и искал информацию в интернете, но оказалось, что с этой стороны в Каспий никто не ходил на веслах, да и на моторных лодках, как выяснилось позже, там тоже никто не плавал. Нас ждала полная неизвестность, и импровизация, так как кроме спутниковых снимков, информации о данном районе у нас не было. Начало похода было многообещающим, шли мы очень бодро, вода была гладкая, канал широкий, и стоял полный штиль. Но продолжалось это не долго…. Солнце поднялось выше, и началась адская жара (+40), но нас этим не напугать, мы то закаленные Астраханцы. С этого момента начались наши основные приключения. Наш GARMIN показывал только векторные карты, спутниковых в нем не оказалось, и это нас немного подвело, потому что снимки на GOOGLE EARTH, которые мы изучали перед походом, были сделаны в 2010 году, а на дворе уже 2015, и они не соответствовали действительности, дельта за эти пять лет сильно изменилась и обмелела, выход из канала на раскаты на GOOGLE снимках был шириной с километр, а на деле же оказался шириной всего 100 метров, многих островов в виде камышёвых колок на них вообще е не было, а Лаганский канал и вовсе зарос «бамбуковым лесом». Но отступать было поздно, да и не хотелось. Мы вышли на раскаты через этот узкий стометровый проход, и не поверили своим глазам. До самого горизонта виднелись верхние плавники и спины огромных рыб, зрелище напоминало кормежку касаток. Последние 5 лет рыбаки говорили, что рыбы стало мало, и она скоро вовсе исчезнет, но то что мы увидели мы запомнили на всю жизнь. По мелководью (глубина 1-1.5 м), в абсолютно прозрачной воде ходили стаи рыб размером с телеграфный столб, плескались как киты и расплывались в разные стороны от нас, как торпеды. Таких рыб живьем я не видел никогда. Нас как коренных жителей Астрахани, трудно удивить размерами сазана, но это были не сазаны, а какие-то подводные лодки типа «МАЛЮТКА». По началу мы их пугались. Эти монстры врезались в наш каяк, и я даже думал, что они могут нас опрокинуть, чуть позже (примерно через час), мы стали к ним привыкать, и они похоже к нам тоже. Но тут опять не задача, мы вышли на абсолютное мелководье (0,5 м), в некоторых местах, даже чиркали дном лодки. Так как осадка гружёного каяка составляла 30 см на такой глубине мы еще могли продвигаться, но дальше-хуже, мы вовсе сели на мель и приняли решение отойти подальше от камышевой стены, но и там оказалось не глубже. После небольшого перекуса на борту лодки, мы спешились и пошлина своих 2х а лодку тянули на веревке как бурлаки. Так мы прошли примерно километров пять. Рыб, мы практически пинали ногами, они даже перестали нас бояться, отплывали метра на 2 и останавливались, а иногда даже врезались в нам в ноги. Дно было песчаное и покрытое мелкой ракушкой, мусора как в городских водоемахна нем не было, и идти было приятно, только скорость нашего движения снизилась до 4-5 км/ч. Идти пешком было труднее, чем плыть. Иногда глубина увеличивалась, мы садились в лодку и гребли что есть мочи до следующей мели. За все время похода пешком мы протащили каяк километров двадцать. После обеда мы вышли на большой открытый участок шириной 7 км, и нам предстояло его пересечь, но тут налетел сильный ветер и поднялся самый настоящий шторм. Волны высотой доходили до 0,5 м ,а иногда и да 1 м. Наш каяк захлестывало водой несмотря на наличие юбки. Преодалев этот открытый участок и дойдя до стены камыша, мы немного успокоились, ведь мы приблизились ко входу в Лаганьский канал, но и тут нас ждал неприятный сюрприз. На снимках из космоса 5 летней давности там четко виднелся вход, в реальности же это была непроходимая стена из камышей, неизвестно какой ширины. Мы решили идти вдоль неё на юго-восток, в надежде найти этот заветный вход в канал. Так мы двигались, то пешком, то вплавь до самого вечера. Так как уже начало темнеть и мы с Жекой сильно устали проведя на воде 12 часов, то было совместно принято решение искать место для ночевки. А суши то здесь нет, нет вообще! Но нам невиданно повезло, и мы нашли участок суши 4Х2 метра среди камыша. Припарковали лодку и начали устанавливать палатку. Промокли мы с Женьком насквозь, каяк из-за волн на половину был полон воды , все вещи промокли, кроме еды и хорошо упакованной в целофан палатки. Мы даже нашли бревно, очевидно принесенное сюда течением, разобрали его охотничьим ножём в последствии сломанным об это же бревно и разожгли костер. Костер, мать его за ногу, посреди моря. У костра принялись сушить вещи и готовить на горелке ужин. Тем временем мелкие неприятности продолжали портить нам настроение. Все это время пока мы расслаблено ужинали и сушили вещи, с моря дул сильный ветер и вода начала стремительно прибывать на наш и без того ничтожно малый кусочек суши, наша палатка оказалась в воде. Мы с Женьком судорожно начли рубить камыш, чтоб хоть как-то поднять над прибывающей водой наш походный дом. Уж очень нам не хотелось спать сидя в лодке. Мы построили площадку из камыша и перенесли на нее наше жилище. В течении всей ночи мы по очереди проверяли , не подобралась ли к нам вода. Ночью ветер стих и над водой образовался наигустейший туман. Утром выйдя из палатки, мы увидели , что вода отступила и нам открылся потрясающий вид на абсолютную невидимость. Густая белая пелена висела над морем, и даже лучи восходящего солнца практически не пробивались сквозь нее. Позавтракав, мы решили попробовать прорваться на другую сторону этих камышей и посмотреть, что там. Идти на веслах на юго-восток вдоль этих камышей не известно сколько км не было никакого желания, нам поскорее хотелось попасть в Лаганьский канал и поплыть в сторону цивилизации. Тем более , что наш навигатор показывал, что мы уже находимся в канале. Мы начали прокладывать в камыше просеку. Ломался и гнулся он нехотя, как бамбук, иногда казалось, что его высота достигала 10 м, точно её определить не удавалось, так как до земли ногами мы не доставали, шли прям по сломанному камышу, как по подстилке . дойдя до противоположного края бамбукового леса, мы увидели воду. Ура! Но другой стены камышей, как это обычно бывает в каналах мы не увидели, и немного растерялись. Где же этот долбанный канал, вместе с Жекой подумал я, но решили все же перетащить каяк с грузом на эту сторону и двинуться на северо-запад. Так мы и поступили. Тащить груженую лодку 200 метров по непроходимому камышу оказалось не так-то просто. Выйдя с каяком к воде , мы столкнулись с другой проблемой. Оказалось, что сесть в лодку практически не представлялось возможным, сойдя с подстилки из камыша, в воду, я провалился в черный вонючий ил по самую грудь. Кое-как мы залезли на борт и поплыли. Через час туман начал рассеиваться, но канала так и не было видно, мы просто плыли вдоль этой же камышевой стены, только с другой стороны и в обратном направлении. Лишь попадающиеся на пути рыболовные сети напоминали нам о цивилизации и говорили о том, что здесь бывают люди. Минут через сорок, в тумане , мы услышали звук лодочного мотора и поплыли в его сторону, и о чудо! Мы увидели рыбаков, и обрадовались им как родным. Подойдя к ним поближе, стали расспрашивать их, как нам попасть в Лаганьский канал, они объяснили нам как в него войти и ещё покрутили пальцем у виска, узнав, что мы плывем на веслах из Астрахани. Мы успешно проникли в канал и пошли по нему как по шоссе. Часам к 10 утра добрались до погранзаставы. Пограничники были удивлены увидев таких гостей проплывавших мимо их вышек на байдарке. Они попросили нас причалить и предъявить паспорта. Выйдя на твердый берег, где растут деревья и есть строения, я осознал, что мы уже совсем близки к финишу нашего авантюрного путешествия. Пообщавшись с погранцами , я выяснил, что на байдарках там никто не ходил, и мы типа первые. Распрощавшись с охраной государственной границы, мы двинулись дальше, пройдя еще примерно километров пять, мы прибыли в пункт назначения. Где-то через час за нами приехал Иван на газельке, мы погрузили в кузов каяк и снарягу, и отправились домой, в Астрахань, на перебой рассказывая водителю о наших приключениях.

Вот так осуществилась наша мечта. Прошу об отчете не судить строго, ведь это мой первый отчет о водном походе. До этого я только один раз ходил в водный поход в 1997 году еще в подростковом возрасте. Мы тогда прошли маршрут по реке «Большая Кокшага», что протекает по территории республики Марий-Эл, и его полностью организовывали взрослые, в мои же задачи входило грести веслом и подкачивать во время привалов спускающие гондолы катамарана.

P.S. Я надеюсь, что этот отчет когда -нибудь поможет желающим повторить этот подвиг и пройти по нашему маршруту. Тчательнее упаковывайте свои вещи в гермо –мешки, запасайтесь терпением и фототехникой, ведь там есть на что посмотреть, и заранее продумывайте маршрут и доставку и эвакуацию своих плав средств и снаряжения. На деле то оказалось что вместо запланированных 65км мы прошли 75. Огромное спасибо нашим друзьям Каманину Ивану и Тёплому Дмитрию за помощь по доставке нас и нашей лодки, и за поддержку наших идей попахивающих идиотизмом. Всем удачи!

С уважением к вам, Максим Иванов и Евгений Дегтерёв.